Главная         
Коллекции на DVD:


--------------------
--------------------

Статьи о . . .




   Справка          Заказать      Скачать Каталог Дисков     Новости          Контакты   

Правда о ножевом бое

Из всех многочисленных ви­дов холодного оружия, создан­ного человечеством в течение всего исторического периода, в современном мире только за ножом сохранилась возможность практического использования в качестве боевого оружия. Более того, именно сейчас, когда, каза­лось бы, многочисленные образ­цы огнестрельного оружия, в том числе и бесшумного, способ­ны заменить боевой нож в лю­бой ситуации, последний, как элемент экипировки бойцов элитных подразделений, нахо­дится в поле пристального вни­мания конструкторов-оружейни­ков и инженеров, предлагающих многочисленные концепции, в которых комплексно учитывают­ся требования, предъявляемые к конструкции ножа. И происходит это потому, что ножу в экипировке современного бойца, как и раньше, никогда не отводилась роль символа.Боевой нож доказал свою необходимость во многих ситуа­циях. И все большее число бой­цов, практикующих рукопашный бой и ранее отрабатывавших его прикладные аспекты: обезору­живание противника и нападе­ние с ножом, переходят к трени­ровкам техники именно ножево­го боя.

Даже для людей, далеких от практики боевых искусств, воз­рождение традиций ножевого боя очевидно по все более час­тому появлению на экранах в кинобоевиках героев, предпочи­тающих именно это оружие всем остальным видам.

Почему это происходит, по­чему нож как боевое оружие до сих пор сопровождает человека и в будущем явно не собирается сдавать своих позиций?

Ответ, наверное, заключен в том, что тренировочные поединки с боевым оружием воскрешают, выводят из подсознания генети­ческую память человека, возрож­дают в нем дух воина, способного без дрожи заглянуть в глаза смер­ти. Даже в тренировочных по­единках чувство настоящего ору­жия, возможность из-за какой-либо ошибки в своих действиях получить порез или более серьез­ное ранение, обостряют у челове­ка врожденные рефлексы. Чтобы адекватно реагировать на дейст­вия противника, вооруженного ножом и при этом не поддаваться эмоциям, необходима серьезная психологическая тренировка, раз­нообразные методики которой присутствуют в любой сложив­шейся школе ножевого боя.

Основы ножевого поединка

Рассматривая историю ножево­го боя, необходимо отметить, что на способы применения ножа в бою влияли национальные традиции, политическая ситуация и географи­ческое положение региона. Тем не менее, внося какие-то ограничения или более акцентируя внимание на каких-то отдельных приемах владения ножом, каждая школа ножево­го боя (обязательно) создавала свою методику психологической и технической подготовки бойца.

При этом неизменными при­знаками школ, обучающих настоя­щему ножевому бою, являются про­стые и рациональные приемы вла­дения оружием, отработанные бое­вой практикой.

Сейчас уместно говорить о двух современных направлениях ножевого боя.

Практическое направление - сложившееся в результате историчес­кой эволюции различных систем но­жевого боя, когда все лишние и сложные движения бойца приводили к его поражению, в чем и заключал­ся «естественный отбор» наиболее рациональной тактики и техники боя.

Спортивно-показательное на­правление - сложившееся в послед­ние десятилетия на основе сцениче­ского боя, используемого актерами в спектаклях. Это направление раз­вивается, разрабатываются все но­вые, внешне эффектные своей виртуозной сложностью приемы, оттачиваемые с особой тщательностью, но не применимые в реальном бою.

Оба эти направления имеют право на существование, следует лишь провести между ними четкую грань, определив для себя, что бу­дет значить в вашей жизни вла­дение навыками ножевого боя.

Ножевой бой — это не фехтова­ние холодным оружием, когда уда­ры принимаются «клинок на кли­нок». Во время боя решается задача нейтрализации противника своим оружием с одновременным уходом или уклоном тела от ножа, угрожа­ющего вашей жизни. При этом вто­рая, не вооруженная рука, может прикрывать наиболее важные и легко уязвимые участки тела, отво­дить, блокировать или прихваты­вать вооруженную ножом руку про­тивника, срывая его атаки и помо­гая создавать бреши в его обороне.

Неизменным в любом направ­лении ножевого боя является поня­тие дистанции.

Дальняя дистанция - это рас­стояние между противниками, рав­ное двум шагам. При этом против­ника можно достать вытянутой во­оруженной рукой, которая способна производить маховые движения — «писать», либо совершить стреми­тельный выпад. Мощная и скорост­ная манера ведения боя на этой дистанции включает в себя мгно­венную смену уровней, на которых производится атака противника, что достигается отвлекающими внима­ние врага движениями.

Средняя дистанция - это рас­стояние в один шаг. Для нее харак­терны мгновенные уклоны и уходы от атаки вооруженной руки разво­ротами корпуса. При этом движе­ния обеих рук молниеносны, совер­шаются по кратчайшим траектори­ям с минимальной амплитудой блоков и атак.

Ближняя дистанция - когда расстояние между противниками меньше одного шага. В этом случае положение оружия противника контролируется интуитивно, на подсознательном уровне. Действия вооруженной руки приобретают ха­рактер коротких тычков с нанесени­ем колющих ударов или порезов при возвратном движении, в то время как невооруженная рука осу­ществляет прихваты и скручивания вооруженной руки противника.

Во время ножевого боя на уров­не тактики решается задача наибо­лее рационального применения того или иного приема в каждый кон­кретный промежуток времени. Стратегия ножевого боя заключается в контроле всей ситуации в целом, принятии для себя конечной цели боя (ранение или летальное поражение противника) в случае по­единка с одним противником или последовательности противостояния нескольким противникам. В послед­нем случае ранение или смертельное поражение противников становится делом случая, с трудом поддается контролю, и таким образом опуска­ется на уровень тактики.

В ножевом бою следует выделить:

- дуэльный поединок (оди­наково вооруженных противников);
- поединок безоружного против нападающего противника, вооруженного ножом;
- поединок вооруженного ножом против нападающего, успев­шего произвести захват вооружен­ной руки (освобождение от захвата с последующей контратакой ножом).

Как правило, во всех школах ножевого боя обращают особое внимание на умение владеть но­жом любой рукой, использовать перехваты оружия для смены атаку­ющей руки, а также на действия свободной руки, осуществляющие­ся синхронно с рукой вооруженной.

В рамках статьи, не оценивая преимуществ и недостатков техники ведения боя различных школ, сле­дует отметить общие принципы, ха­рактерные для ножевого боя.

1. При столкновении:
- двух вооруженных против­ников (клинок-клинок) главное правило - атаковать ближайшую к вам часть тела (как правило, это конечности);
— вооруженного ножом против безоружного — вперед выставляет­ся свободная рука, которой наносят вспомогательные, отвлекающие удары и прихватывают противника, связывая его оборону, с целью под­готовки ситуации для действий во­оруженной рукой. 2. Действия вооруженной рукой очень быстрые и совершаются по простым, наиболее коротким и ра­циональным траекториям. В секунду может наноситься до 5-6 ударов. При этом совершается естественное (отвечающее данной ситуации) че­редование атаки и защиты. Воору­женная рука совершает тычковые и рубяще-режущие движения.
3. Практически отсутствуют при­емы защиты, аналогичные классиче­скому фехтованию (отбив или отвод своим клинком ножа противника). Исключения составляют зацепы предплечьем, усиленным клинком ножа при обратном хвате оружия.

Однако все это технические де­тали. Основой ножевого боя является психологическая подготовка. Важно осознавать, что практиче­ское направление ножевого боя -истинно боевое искусство. Со спортом у него нет ничего общего.

В традиционных школах ножево­го боя после интенсивной подготовки и отработки техники, занимающих примерно год, многие парные учеб­ные упражнения выполняются бое­вым оружием при отсутствии защитного снаряжения. Это делается для того, чтобы у учеников не притупля­лось чувство опасности, и в тоже вре­мя на подсознательном уровне пре­кратился неконтролируемый всплеск эмоций, вызванный близостью насто­ящего оружия и действительной, а не теоретической возможностью полу­чить ранение в ходе обучения. Эти школы основное внимание уделяют формированию психологической стойкости бойца, наращиванию ско­рости проведения приема и точности поражения цели. В целом при отра­ботке приемов в традиционных шко­лах упор делают на эффективность, а не на внешний эффект.

Прежде, чем перейти к осве­щению некоторых практических аспектов ножевого боя, чтобы понять своеобразие его приемов, необхо­димо совершить небольшой экс­курс в историю, разобраться в ис­токах этого боевого искусства.

Испанская школа ножевого боя

Европейский ножевой бой, вклю­чающий четкую систему оригиналь­ных методов психологической подго­товки и практических, эффективных действий оружием, позволяющий го­ворить о нем, как о школе, традиции которой передаются из поколения в поколение, сложился раньше всего в средневековой Испании. Из этой стра­ны методика преподавания основ это­го искусства, да и сама мода предпо­чтения во многих случаях коротко-клинкового оружия прочему, распро­странилась по всему средиземномор­скому региону и стала особенно ха­рактерна для Италии, Греции, остро­вов Сицилия и Корсика. При этом ис­панские методики видоизменялись, будучи подвергнуты влиянию местных традиций и практических наработок, и становились самостоятельными школами ножевого боя.

В Испании раньше, чем в дру­гих европейских странах начала складываться система фехтования холодным оружием, основывающа­яся на теоретических разработках мастеров фехтования, стремящихся обобщить свой практический бое­вой опыт. В XVI в. начали появлять­ся книги, из которых в практику фехтования были введены специ­альные термины, ставшие впослед­ствии общепринятыми. Это позво­лило с достаточной мерой взаимо­понимания общаться фехтовальщи­кам в процессе обучения.

Например, мастер Карранцо в конце XVI в. ввел в обиход среди прочих и следующие термины: ВОЛЬТ — уход с линии атаки впра­во или влево с одновременным нанесением укола и ПАССЭ - попытка избежать укола (или реже уда­ра) уходом на нижний уровень с помощью приседания или накло­ном туловища вперед вниз.

В результате многословное опи­сание действий, которые следует выполнять в процессе обучения, или отдельных элементов фехтовального поединка, стало возможным заме­нить простым названием приема, суть которого понятна и не вызыва­ет двойственных толкований. Поэтому в Испании широкое распространение смог получить сложный вид поединка, в котором бойцы использовали одновременно обе вооруженные руки - так назы­ваемая фехтовальная школа «эспада-и-дага» (шпага и дата).

Использование даги - специфи­ческой короткой шпаги для левой руки, с помощью которой можно было ак­тивно обороняться, отражая, отводя, парируя удары или захватывать клинок шпаги противника в специальные ло­вушки, имеющиеся в конструкции даги, облегчало проведение атак клин­ком своей шпаги. К тому же одновре­менное использование шпаги и даги позволяло осуществлять комбинации, состоящие из повторных и сдвоенных атак. При сложности проведения по­единков одновременно с двумя вида­ми оружия особое значение получило умение фехтовальщика двигаться и уклониться от ударов противника. Имен­но эта практика была заимствована из школы «эспада-и-дага» в практику ис­панского ножевого боя, распростра­ненного среди низкого сословия: горо­жан и крестьян. Их склонность к этому оружию объясняется его дешевизной, хозяйственным применением в быту, что давало повод для постоянного но­шения ножа и возможностью при же­лании делать это незаметно.

Вместо даги в левой руке при ножевом бое стали использовать на­мотанный на предплечье кожаный плащ, носившийся в те времена всем мужским населением Испании. Писа­тель Леон Фейхтвангер в историчес­кой книге «Гойя», описывая мужчин-мачо, подчеркивал, что «...еще мачо любил длинный плащ, прикрываю­щий грязную рабочую одежду... и ши­рокополую шляпу, бросавшую тень на лицо». Поэтому именно плащ и шляпа, находясь всегда под рукой, при необходимости становились вспомогательным оружием в бою.

При этом Фейхтвангер отмечал особую приверженность народа Ис­пании законам рыцарской чести. «Если гранды позволяли себе неко­торую вольность в обращении, то народ особенно строго соблюдал этикет. Башмачники требовали отно­шения к себе, как к идальго, порт­ные величали друг друга длинными титулами». Такое скрупулезное сле­дование законам чести провоциро­вало многочисленные ножевые по­единки, вспыхивавшие внезапно и оканчивающиеся ударом ножа более удачливого или умелого противника.

Чтобы понять причину появле­ния в народной среде столь ярко выраженной психологической осо­бенности, необходимо совершить экскурс в историю Испании. В конце XVI в. испанские позиции во всех сферах политической жизни стали ослабевать. В войнах с Англией и Францией в XVI - XVII вв. Испания утратила доминирующее положение на море и, как следствие, часть сво­их заморских колоний. В 1640 г. от Испанского королевства отделяется Португалия. Ослабила страну и борьба европейских династий за ос­тавшийся вакантным после смерти короля Карла II испанский престол.

Поговорка: «Горд, как испа­нец» - родилась в то время. Утеря национального достоинства приве­ла к обостренному чувству достоин­ства личного, которое можно было доказать только лишь с оружием в руках, противопоставив себя всему остальному враждебному миру!

Возрождению национальной идеи и подъему всенародного пат­риотизма в Испании способствова­ла война с армией Наполеона Бо­напарта, начавшаяся в 1808 г. Вой­на эта была истинно народной. Пик развития искусства ножевого боя приходится именно на этот период истории Испании. В 1813 г. фран­цузская армия была окончательно разбита и оставила пределы Испа­нии, так и не покорив ее народ.

XIX век протекал в Испании удивительно неспокойно. Пять рево­люций: 1808-1814; 1820-1823; 1834-1843; 1854-1856 и 1868-1874 гг. да­вали повод не только для брожения умов, но и являлись причинами во­оруженных конфронтации. Гордым мачо для проверки боевого мастер­ства открывались многочисленные возможности. К тому же после окон­чания войны с Наполеоном многие крестьяне и ремесленники не захо­тели возвращаться к мирному труду, предпочитая вольную жизнь.

Наваха

Кроме обычных ножей и кинжа­лов, применявшихся в ножевых по­единках, особую популярность в Ис­пании получила «наваха» — склад­ной нож, размеры которого варьи­ровались от больших до огромных, с пружинным зубчатым замком, имев­шим в конструкции большое кольцо, необходимое для складывания но­жа, и в тоже время игравшего роль крестовины, препятствуя проскаль­зыванию кисти с рукояти на клинок. Кроме того, наваха в сложенном ви­де была достаточно компактна, а в боевом положении такой нож увели­чивал максимальную дистанцию по­ражения. Дистанция могла мгновен­но еще более увеличиться за счет пе­рехвата кистью руки за самый конец рукояти (длина ее превышала длину клинка).

Кроме того, рукоять навахи имела изгиб к своему концу, позво­ляющий применить пистолетный хват для удержания ножа, способ­ствующий повышенной точности молниеносного колющего удара. Металлический шарик на конце ру­кояти превращал наваху в комби­нированное оружие: нож — корот­кая дубинка. Некоторые навахи имели вместо такого шарика вто­рой складной клинок меньшего размера, позволявший действовать двумя клинками одновременно.

Бойцы, вооруженные ножами, передвигались по кругу простыми или двойными шагами, подскакивая вверх и уходя вниз. Движения ору­жием совершались с молниеносной быстротой. Выпады противника мо> но было нейтрализовать уклонами и отходами с одновременным отбивом или подставкой под клинок врага ле­вой руки, обмотанной плащом.

В большинстве случаев началь­ные действия в поединке были обо­ронительными. В результате таких действий раскрывались технические возможности противника и, соот­ветственно этому, строилась тактика ведения боя. В сражениях такого рода активно использовались за­хваты вооруженной руки противни­ка, которые одновременно способ­ствовали нейтрализации основной угрозы -- ножа, и не позволяли бойцу разорвать дистанцию. Для «обездвиживания» противника при­меняли и такой прием — наступали ему на ногу.

Вот как описан подобного рода поединок в новелле «Кармен» писа­телем Проспером Мериме, имев­шим возможность ознакомиться с этой испанской традицией. «Он вы­нул нож, я — свой. Гарсия согнулся пополам, как кошка, готовая бро­ситься на мышь. В левую руку он взял шляпу, чтобы отражать, нож выставил вперед. Это андалузский прием. Я встал по-наваррски, ли­цом к нему, левую руку кверху, ле­вую ногу вперед, нож у правого бе­дра... Он кинулся на меня стрелой; я повернулся на левой ноге, и перед ним оказалось пустое место, а я по­пал ему в горло... моя рука уперлась ему в подбородок. Я с такой силой повернул клинок, что он сломался...»

В последнем случае упоминает­ся специфический прием, извест­ный как «испанский поворот», (проворачивание в ране клинка вокруг его оси с целью вызвать у против­ника сильный болевой шок даже при относительно легком ранении).

Для отвлечения внимания могли наноситься хлесткие удары свобод­ным концом плаща. При желании временно или (как знать!) уже на­всегда ослепить противника, исполь­зовалось набрасывание свободно свисающего с левой руки края плаща на его голову. Верхом же искусства боя считалось позволить вражескому ножу пробить плащ, сделанный из грубой кожи и мгновенно, не позво­ляя совершить противнику возврат­ное движение, обмотать свободным концом плаща его вооруженную руку.

Таким образом, решалась та же основная задача ножевого боя -обезопасить себя от клинка про­тивника и ограничить его свободу перемещения. При резком выпаде противника боец мог отскочить назад, оставив при этом полу плаща на земле. И если, увлеченный атакой, тот насту­пал на плащ - следовал немедлен­ный рывок, опрокидывающий не­терпеливого, потерявшего бдитель­ность врага навзничь. Если в сражении сталкивались бойцы одного уровня, то их кружение могло быть долгим, до обнару­жения бреши в защите противника. Об этом свидетельствует рассказ очевидца уличного боя в Севилье: «Боец кружил вокруг своего против­ника, выставив левую руку, защи­щенную сложенным в несколько раз плащом и, отведя назад правую, что­бы придать больше силы удару. Он то поднимался на носки, то присе­дал... Он, то резко отступал, то стре­мительно нападал, прыгая то впра­во, то влево, взмахивая своим ору­жием, как дротиком. Но острие его ножа неизменно наталкивалось на свернутый плащ противника, готово­го к защите и отвечавшего на эти вы­пады такими же быстрыми, меткими ударами...

Как не сильны были бойцы, они стали уставать: пот струился по их лицам, грудь вздымалась напо­добие кузнечных мехов, а прыжки потеряли прежнюю упругость...»

Испанские школы ножевого боя

Теперь перенесемся в ту об­ласть Испании, с которой у многих ассоциируется эта страна. Андалузия — шляпы с широкими полями, пестрые юбки, страстные танцы под мелодию гитары и кастаньет, и... не менее страстная поножовщина...

Андалузия - это маленький «испанский Вавилон». Арабы, ев­реи, цыгане и христиане веками со­существовали на этой земле. Это привело, при, казалось бы, хаотич­ном смешении традиций, к созда­нию до сих пор практикующегося традиционного андалузского ноже­вого боя. Рассмотрим наиболее из­вестные его направления:

Baratero - направление, в ко­тором основная ставка сделана на скорость и силу. Перемещения бой­цов в нем не отличаются от принятых в других стилях, однако особое вни­мание уделяется прыжковому выпа­ду, напоминающему выпад в сабель­ном фехтовании. Традиционно он отрабатывается учеником, стоящим по грудь в воде. Важное место в техни­ке боя занимают уклоны и быстрые перебрасывания ножа из руки в руку. В данном направлении существует и раздел работы голыми руками про­тив вооруженного ножом противника (la mano siniestra). В этой технике ис­пользуются удары противника одной рукой, в то время как другая осуще­ствляет прихваты и скручивания его руки, сжимающей нож. Ставка в та­кой ситуации делается на нокаутиру­ющий удар кулаком или резкий (без участия тела) секущий удар послед­ними фалангами пальцев по глазам. И это совершенно оправданно, поскольку длительно работать, нанося серии ударов по противнику, воору­женному ножом — невозможно! Нож - слишком серьезное оружие и в этой ситуации победу можно одержать только в первые мгновения схватки. Такая техника вполне оправдывается при обстоятельствах, часто случаю­щихся в реальной жизни, когда в руке не оказывается ничего, что можно противопоставить оружию противника.

В целом техника стиля проста, а иной техника ножевого боя и быть не может. Однако методика обучения, наоборот, весьма сложна и требует опытного преподавателя, способного подобрать для каждого ученика индивидуальную технику движений и связки приемов, по­мочь ему научиться выполнять все это в рваном ритме, гасящем ини­циативу противника.

Sevillano - основное внима­ние в этом стиле уделяется контро­лю дистанции, перехвату инициати­вы, подстройке к быстро изменяю­щимся условиям боя, то есть такти­ке ведения боя. Это очень технич­ный стиль. Некоторые специалисты даже считают, что чересчур. Но это дело вкуса и тренировки. Из осо­бенностей этого стиля стоит отме­тить следующие:

а) рубящий удар ножом по за­пястью вооруженной руки против­ника (в область основания согнуто­го большого пальца), выполняемый малозаметным легким кистевым движением;
б) атака с нанесением колющих ударов с одновременным уклоном от контратаки противника;
в) очень своеобразные приемы освобождения от захватов.

Правда, существуют некоторые сомнения в традиционности неко­торых из этих техник. В них явно прослеживаются японские мотивы, Но даже если они являются наход­кой современных мастеров - глав­ное, чтобы они выдерживали про­верку реальным боем. В конце концов, искусство практического ножевого боя - не застывшая дог­ма, а постоянно совершенствующа­яся система.

Составить себе представление о стиле ножевого боя только лишь по его описанию достаточно слож­но, но именно стиль Sevillano доста­точно подробно показан в голли­вудском фильме «Кинжал».

Gitano («хитано» - цыган) - второе название стиля «фламенко».

«В токе враждующей крови
Над котловиной лесною
Нож альбасетской работы
Засеребрился блесною...

Рвался он раненым вепрем,
Бился у ног на песке
Взмыленным телом дельфина
Взвился в последнем броске;
Вражеской кровью омыл он
Свой кармазинный платок.
Но было ножей четыре,
И выстоять он не мог...»

«Цыганское романсеро». Ф.Г. Лорка

Этот стиль очень динамичный и полон ритма. Между искусством тан­ца и искусством владения ножом очень много общего. Зачастую при отработке техники ножевого боя, чтобы почувствовать его внутренний ритм, используется музыка «фламен­ко». Это послужило причиной многих заблуждений относительно этого сти­ля. Условно говоря, существовало артистическое направление, некое по­добие сценического боя (предтечи современных спортивно-показатель­ных ножевых боев) и искусство боя практического направления. Не стоит путать артиста, играющего в ножевой бой и бойца, владеющего искусством ножевого боя. Но серьезные бойцы этого стиля могли разыграть для зри­телей такой бой «как по нотам».

Если выделить главную особен­ность цыганского стиля, то это будет финт, обман. Поэтому он заслужил ре­путацию «грязного боя». Но для нас он интересен, прежде всего, тем, что это единственная школа ножевого боя, имеющая испанские корни, ранее до­статочно широко практиковавшаяся на территории бывшего СССР. И для этого существовал ряд причин. Уголовное уложение царской России и Австро-Венгрии довольно либерально смотре­ло на наличие огнестрельного оружия у оседлых жителей, однако цыгане к этой категории не относились. А меж­ду тем в деревнях с конокрадами об­ращались отнюдь не ласково, к тому же существовали и внутренние цыган­ские разборки. Но дуэльных поединков на ножах становилось все меньше и меньше. И стиль, как таковой зачах. По крайней мере, последним представите­лем, с которым мне удалось встретить­ся, был Роман Николаев — кузнец с ху­тора «Халимоново» (около г. Бахмач). Имеется в виду мастер способный про­демонстрировать не один - два «секретных» приема с ножом, а человек, разбирающийся в специфике методов тренировки и тактике ведения боя. А что касается этих «секретных» неожи­данных приемов поражения ножом, в просторечье называемых «мулька», то они прочно получили прописку в мес­тах лишения свободы и зэки старшего поколения еще помнят «цыганочку», «прием ростовских жуликов», «стреножку». Последнее не является собст­венно приемом боя, а скорее способом конвоирования с удержанием ножа у паха конвоируемого.

Техники цыганского боя хоро­шо применимы не только к навахе, но почти к любому ножу или кин­жалу, то есть они формировались не столько от вида оружия, сколько от маневрирования им в простран­стве. Уже упоминавшиеся способы, применения которых не дает воз­можности разорвать дистанцию (наступить противнику на ногу или осуществить захват свободной ру­кой и т.д.) — все это является ха­рактерными чертами техники фла­менко. Наряду с ними использовались такие «малоизящные» при­емы, как плевки в лицо, бросок горсти земли или табака с перцем в лицо с последующим неожиданным ударом клинком в нижний уровень (классический passata baja) и еще множество подобных хитростей.

Что характерно, цыганский стиль можно назвать достаточно гу­манным — наряду с техниками явно летального исхода в нем существу­ют и другие - позволяющие полно­стью или частично нейтрализовать противника, но оставить его в жи­вых. К таким техникам относятся:

- подрезание бицепса или трицепса вооруженной руки про­тивника с одновременным фрон­тальным уклоном, позволяющим избежать ранения ножом;
- нанесение колющего удара не в горло, а в плечевой сустав (или область ключицы) с поворотом клинка вокруг оси, вызывающим сильный болевой шок и потерю про­тивником координации движения;
- широкий уход по фронту влево или вправо с резким пониже­нием уровня, позволяющим подре­зать сухожилие на ноге; - секущий удар по бровям, лбу - так называемый «автограф маэстро»; в результате - противник жив, но широкий порез с сильным кровотечением временно ослепляет противника, а вид собственной крови, заливающей его глаза, ох­лаждает боевой пыл;
- в бою часто использовался удар торцом рукояти ножа, эффек­тивный при использовании одноклинковой большой навахи, руко­ять которой, величиной с короткую дубинку, оканчивалась металличес­ким шариком; такой удар позволял оглушить противника или сбросить его захват, для чего его наносили по лучезапястному суставу или внешней стороне ладони.

Метание ножа также не было чуждо цыганам. Нормальным считалось иметь при себе несколько ножей. Бой мог вестись и парным оружием, двумя вооруженными ру­ками. При этом достаточно активно наносились удары ногами по ни­жнему уровню.

Исходная боевая стойка выгля­дела так: вооруженная рука и одно­именная нога выдвинуты вперед на полшага, свободная рука прикрыва­ет область груди и шеи; нож все вре­мя перемещался по горизонтали, вертикали и диагонально - «рисо­вал конверт»; внимание противника приковывалось к ножу, а в это вре­мя боец-«гуманист» загробным голо­сом вещал: «такой молодой, зачем умирать торопишься» и т.д.; этот по­лугипнотический прием охлаждал боевой пыл оппонента, выводил его из душевного равновесия и подры­вал уверенность в своих силах.

Испанские стили фехтования получили новый живительный тол­чок в своем развитии на террито­рии ее заморских колоний, особен­но в Мексике и на Филиппинах. Там, слившись с местными тради­циями и найдя глубокое понимание в душах аборигенов, они дали тол­чок к появлению новых своеобразных школ, рассказ о которых должен быть отдельным.


Раздел: Статьи о Ножевом бое >>> Правда о ножевом бое


Смотрите также:

Нож в бою. Бой на ножах..
Mastering the Balisong Knife (Micheal D. Janich).
Метание ножей и боевых топоров Дэвида Адамовича.