Главная         
Коллекции на DVD:

явара
--------------------
--------------------

Статьи о . . .




   Справка          Заказать      Скачать Каталог Дисков     Новости          Контакты   

ИСТОРИЯ ДЗЮДО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

Характерной чертой будзютсу Японии несомненно являются документальные свидетельства, сохранившиеся с древнейших времён. Так известно, что прообраз дзюдзюцу в древности называли Тикара-курабэ и сумаи. Считается, что в те времена не существовало стройной системы боевого искусства, а сама борьба была примитивный. Вот как описывается Тикара-курабе в «Нихонги» (Анналах Японии): "... Номино Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и Тайма-но Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив друга. Оба подняли ноги, и пнули друг друга. И Номино Сукунэ сломал ударом ребра Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайма-но Кэхая была захвачена и целиком отдана Номино Сукунэ". Подобные состязания в «Нахонги» называются тикара-курабе - «соизмерение сил». В V-VI веках на основе тикара-курабэ сложилась популярная и ныне борьба гигантов - сумо, а точнее - его ранний вариант сумаи. К периоду Нара эта борьба получила широкое распространение. Именно к этому времени относятся достоверные сведения о проведении состязаний по сумо.

Техника сумо включала в себя толчки, сбивы, заваливания. Так например коронный приём, сохранившийся до наших дней называется "Нодова" - "Петля на шею" и представляет из себя толчок в шею, хотя в древности наносился удар. Особое значение имела прежде всего сила. Упор делался на силу. Борцы стремились путем специальной диеты увеличить собственный вес и, судя по изображениям, им это удавалось даже в те далекие, не вполне обеспеченные времена. На турнирах удары перестали применяться из-за их чрезвычайной опасности для здоровья, но в реальном бою борцы часто применяли удары руками и толчковый удар пяткой вперед. Так как победа в ритуальной схватке присуждалась борцу, бросившему противника наземь, то борьба в партере не велась и, соответственно, не изучалась. Тем не менее, глупо было бы предполагать, что не существовало систем воинской подготовки. Многочисленные воинские дружины имели в своём составе профессиональных мастеров поединка , как правило на мечах и копье, лучников. Безоружная техника была вспомогательной ибо предполагалось, что воин должен всегда быть при оружии. Но эти наставники были просто умелыми воинами и в большинстве своём не вникали в тайны психологии и стратегии.

Ситуация изменилась в VIII-IX веках. В это время усилились контакты с материком, и мощный культурный поток вместе с тысячами переселенцев, хлынул из Китая и Кореи в Японию. Иммигранты привезли с собой свои оригинальные методы боя, в которых основное место отводилось разнообразным ударам руками и ногами, болевым приемам на суставы. В этой связи нужно упомянуть полулегендарную школу Сёсё-рю ("Школа всех наград"), сообщения о которой, то появляются то исчезают в источниках XII-XIV веков. Создателем сёсё-рю считается выходец из знатного китайского иммигрантского рода, великий полководец Саканоуэ Тамурамаро, прославившийся своими победами над айнами. Спецификой этой школы было развитие исключительной силы руки и сверхзакалка ударных поверхностей, что, якобы, позволяло пробить стальную пластину панциря. Источники сообщают, что когда непобедимый военачальник конца XII века Минамото Ёсицунэ увидел работу мастера сёсё-рю, то был потрясен до глубины души. Скорее всего в Сёсё-рю имели место шаолиньские жёсткие техники, доселе не известные в стране Восходящего Солнца.

Тёсуй-рю, созданная Отомо Комаро, изучившим китайское кулачное искусство у мастера Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императора Кокэна (749-758) также упоминается в летописях неоднократно. Позже, в середине XIV века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал ее технику, добавив приемы китайского наставника Суньжэня Исю. Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю "дакэн-дзюцу" - искусство кулачных ударов. Техника безоружного поединка Тёсуй-рю легла в основу Куки Синдэн-рю - одной из самых влиятельных школ японских будзюцу. Примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев начала складываться специальная боевая система борьбы в доспехах - ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми). Во многом она походила на сумо - те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панциримешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо - вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы – важен был результат.

Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно - попросту некогда вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиуте.

Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы - захваты, броски, заломы, удушения - позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. При случае воины могли также использовать удары руками и ногами, но только как вспомогательное оружие - о вражеский доспех было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь вред. Главным в ёрои-кумиути было правильное использование бедер и силы конечностей. Достигалось это при помощи специального обоюдного симметричного захвата, который назывался ёцу-гуми -"четверное сцепление". В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия соперника.

В любой удобный момент один или оба бойца были готовы мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ерои-доси. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между платинами, да еще под строго определенным углом. В ёрои-кумиути часто применялись разнообразные броски с падением, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала. Мастера ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному использованию особенностей конструкции японского доспеха. Так, при нападении сзади рывком за козырек шлема вверх, когда задняя пластина упиралась в основание шеи, можно было легко сломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней пластине панциря применялось в качестве удобной рукоятки при бросках через бедро.

На протяжении очень долгого времени - примерно с XI по XVI века - ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно - в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми - Ямасиро-но ками Ходзан.

Начиная с середины XVI века японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это было предопределено многими факторами. Изменился общий характер ведения боевых действий. Сражение этого периода - уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль индивидуального воина отходит на второй план перед коллективными действиями . Здесь никто не откликается на вызов на поединок, стальная конная масса попросту давит воина-одиночку, а стена копецщиков во мгновение ока превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на одного становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим периодом резко возросла численность армий, которые теперь комплектуются не только из благородных буси, но и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое должно стать легче и дешевле. И в XVI веке появляется облегченный чешуйчатый доспех гусоку работы знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ.

Широкое распространение получает его сокращенная форма когусоку, состоящая только из грудной пластины, набедренника, наголенников и наручей, служившая для экипировки полчищ рядовых солжат-пехотинцев асигару ("легконогие"). В результате всех этих перемен складывается новая система рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная под названиями когусоку и коси-но мавари ("окружающее поясницу"). По сравнению с ёрои-кумиути арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь и знакомые нам по дзюдо и айкидо броски через бедро, спину, плечо; оригинальные перевороты противника вниз головой с последующим опусканием черепом на мостовую; разнообразные подсечки; болевые приемы на локоть и колено, шейные позвонки.

В когусоку уже довольно широко применялись удары, рассчитанные на поражение не прикрытых доспехом частей тела - почек (круговой удар кулаком в обход туловища), паха (удар типа "апперкот" под "юбку" доспеха), колена (удар ребром стопы) и т.п. Изобретение когусоку приписывается Такэноути Хисамори, который был силен духом, но мал ростом и слаб телом, а потому мечтал научиться побеждать более сильных и рослых противников за счет ловкости и техники. Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной пули.

В результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида рукопашного боя. Примером такой системы является известная школа Ягю Синган-рю, где четко разграничивается уровень асигару - когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме того имеется еще и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения боя без оружия (или с малыми подручными видами оружия) и без доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской борьбы.

С окончанием междоусобных войн в начале XVII века в Японии установился долгожданный мир, и доспехи были навсегда уложены в сундуки. Это вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах, ушли в прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций. XVII век стал временем активного осмысления опыта, накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по будзюцу. В результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя дзюдзюцу (известна также под названиями явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу и т.п.).

Это название, буквально обозначающее "искусство мягкости", полно глубокого смысла. В основу дзюдзюцу легла идей одоления противника - безоружного или вооруженного - при помощи упругой податливости, а не силы. Мастер дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, в результате противник, не встретив препятствия и повинуясь закону инерции, подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее, а когда она истощится, добавить свое усилие - вот сущность дзю-дзюцу.

Легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэи (в другой версии - Миура Ёсин), который в течении ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от Акаяма. Через четыре года после открытия своего додзё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной медитации. Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акияма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чем не бывало - тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих ветвей.

Говорят, Акияма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным - до 70) приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти учителя получила название Ёсин-рю. Как видим, в этой легенде говорится, что отправной точкой для исследований Акиямы послужило боевое искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII китайские ушу оказали колоссальное влияние на развитие дзюдзюцу. Благодаря им, в арсенал боевого искусства Японии, вошли разнообразные удары руками и ногами, многочисленные варианты болевых и удушающих захватов.

Немалый вклад в совершенствование дзюдзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них наиболее известен Чэнь Юаньбин (в японском произношении - Тин Гэмпин), познакомивший японских воинов с боевым искусством Шаолиня.

Чэнь Юаньбин родился в 1587 году в провинции Чжэцзян и получил хорошее образование. В возрасте 27 лет он поступил на обучение в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615-1616). Когда ему было 35 лет, в 1621 году, он впервые приехал в Японию, в Киото, в качестве переводчика при посольстве и зимой того же года поступил на службу к князю Мори. В 1625 году он поселился на горе Корин-дзан в уединенной келье ревностного поклонника буддизма Нагатоя Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На месте этой обители на следующий год был выстроен монастырь Корин-дзан Кокусё-дзи, ставший основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбина. Его первыми учениками стали три ронина (бродячих самурая) - Фукуно Ситироэмон , Исогаи Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон, а также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя.Пройдя обучение у китайского мастера, монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на протяжении ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав ее "Гэмпин-рю дзю-дзюцу", а ронины разбрелись по разным провинциям Японии и создали собственные школы, каждая из которых стала истоком для десятков других, благодаря чему имя китайского мастера стало широко известно в среде мастеров будзюцу.

Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с шаолиньским ушу. Посвидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века в нем периодически обучались японские монахи, многие из которых активно занимались ушу. Так в 1312-1324 годах в Шаолине жил японец, известный под монашеским именем Дачжи. Уже через несколько лет после своего приходав монастырь он стал одним из ведущих специалистов по кулачному бою и искусству владения палкой, и добился такого уважения у китайских собратьев, что был допущен на занятия главного наставника Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня, который впервые в истории монастыря, передал иностранцу секреты техники боя с 18 каноническими видами оружия. В мае 1327 года в Шаолинь пришел сын Дачжи, принявший монашеское имя Дэши. Он должен был провести в монастыре три года, но монахи, подружившиеся с умным, трудолюбивым и дружелюбным японцем, упросили настоятеля разрешить Дэши остаться в монастыре еще на несколько лет, благодаря чему он получил возможность овладеть "тайными" разделами кулачного искусства, к изучению которых допускались лишь старшие монахи.

В 1347-1379 годах в Шаолине обучался японский монах, известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В "Хрониках Шаолиньского монастыря" о нем говорится: "Он искушен в китайском языке и каллиграфии. Сначала он занимал пост делопроизводителя, а затем - старшего монаха, к тому же он в совершенстве овладел техникой шаолиньского боевого искусства". "Хроники воинских дел" ("Будо дэнрайки") сохранили имена некоторых мастеров дзю-дзюцу периода междуусобных войн XV— XVI столетия, таких, как Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути Дзюсин. Однако об их жизни и деятельности почти ничего не известно. Большинство сведений о мастерах бу-дзюцу заключено в своде "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"), также неполном и малодоступном. Описания, содержащиеся в "Дэнсё", относятся главным образом к эпохе Токугава — периоду продолжительного мира, когда после нескольких веков беспрерывных смут самурай мог наконец самозабвенно посвятить себя любимым занятиям и вволю порассуждать на тему о воинских искусствах. Количество школ дзю-дзюцу при Токугава достигло рекордной цифры — около семисот. На общем фоне своей несомненной близости к шаолиньскому кэмпо вьщсляется своеобразная школа начала XVII в., известная как Коппо ("Наука об укреплении костей"). Суть системы сводилась к cверхъестественному укреплению мускулатуры и превращению ее в настоящую броню путем многолетнего "набивания". Кроме того, специальной диетой и различными снадобьями достигалось укрепление костной ткани, которая могла выдержать удар большой силы. Важное значение придавалось также сосредоточению жизненной энергии (ки). Коппо, не снискавшая популярности из-за трудностей в тренировках, прославилась благодаря подвигам отдельных героев. Самым знаменитым из них был Сасаки Гороэмон из клана Кисю, который, по преданию, ногой колол булыжники, лбом пробивал стены и рукой мог срубить молодое деревце. В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего расцвета. Новые школы росли как грибы, и число их достигло рекордной цифры 700.

На общем фоне своей мощью, изощренностью и эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю, Дайто-рю, Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю,Кито-рю, Куки Синдэн-рю, Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю, Сосуйси-рю, Сибукава-рю, Син-но Синдо-рю, Синсин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тенсин Синьё-рю, Ягю Синган-рю.

Дзюдзютцу – благородное искусство

В период междоусобных войн благородное "искусство мягкости " получило повсеместное распространение на Японских островах. Многочисленные школы возникали в каждой провинции и в отличие от школ прошлых столетий совершили качественно новый шаг вперёд. В "Хрониках воинских дел" ("Будо дэнрайки") упоминаются мастера Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути Дзюсин. В другом документе - "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"), относящемуся к более позднему периоду - эпохе Токугава , гораздо больше сведений.Так там описывается более ста школ, а общее количество школ дзю дзюцу в этот период оценивается в семьсот. Многие школы того преиода включали техники работы с оружием и собственно дзюзюцу.. Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзюдзюцу родились школы Араки-рю (основана Араки Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма итидэн-рю, Мусо-рю, Син-син-рю, Ёсин-рю, Кураку-рю, Итин-рю Тэндзин синъё-рю (синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но синдо-рю и прославившаяся такими мастерами, как Минамото-но Масатори и Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода вошел в историю дзюдзюцу благодаря заслугам Сасабара Сиродзаэмона, основателя мощной школы Рёи синто-рю (XVII в.), конкурировавшей впоследствии с мастерами дзюдо, питомцами доктора Кано на решающем турнире. Влиятельная школа Ягю-рю, основанная в конце XVI в. Ягю Мунэёси, известна всвязи с Ягю Мусэмори, наставником фехтования при дворе сёгуна Токугава Иэмицу,—того самого, которому адресовал свои назидания преподобный Такуан.

Куки синдэн-рю - "Божественная традиция семьи Куки" была основанна Якусимару Курандо Такадзанэ в середине XIV века и представляет ис себя типичную семейную систему комплексного рукопашного боя. Она включает в себя кэндзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, яридзюцу. дзёдзюцу, кусарига, мадзюцу, сюрикендзюцу и конечно дзюдзюцу - безоружную технику. Куки Садатака (XVII век) познакомил с учением семейной школы Окуни Кихэя Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому времени уже был 29-м патриархом школы Тёсуй-рю, созданной по преданию Отомо Комаро, изучавшим искусство рукопашного боя у китайского мастера Цзянь Чжэня, приехавшего в Японию в правление императрицы Кокэн (749-758), и известной под названием "Тёсуй-рю дакэн-дзюцу" - "Искусство кулачных ударов Тёсуй-рю". С Окуни Сигэнобу берет начало "внешняя" ветвь (в противоположность "внутренней" ветви семьи Куки) Куки синдэн-рю. Такаги Ёсин-рю - "Школа возвышающегося сердца семьи Такаги" - ветвь одной из крупнейших школ японских бу-дзюцу Такаги-рю. Она включает в себя технику боя шестом, копьем, алебардой, метание сюрикэнов и дзюдзюцу.

По преданию, основы Такаги-рю заложил буддийский монах Унрю - "Текущее облако" - из провинции Рикудзэн, что на севере Хонсю. Произошло это в 1570 году. Унрю передал свое учение некоему Ито Кии-но Ками Сукэтаде, который положил в основу своей системы технику боя длинным шестом и разработал приемы с копьем, алебардой, короткой палкой, мечом и кодати. С начала XVII века эта традиция стала передаваться в небольшой самурайской семье Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое имя этой школе будзюцу. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл Такаги Ориуэмон Сигэтоси (1625-1711), который добавил к имевшейся технике некоторые приемы сумо и разработал систему борьбы без оружия (тай-дзюцу) из 48 приемов. Такаги Ориуэмон передал секреты Такаги-рю своему сыну, Такаги Уманосукэ (1656-?), который начал открытое преподавание Такани-рю как комплексное бу-дзюцу. Уманосукэ называл свою технику Такаги-рю тай-дзюцу косино-мавари, или эмоно-дори ("захват оружия") и больше всего любил работать копьем. При нем Такаги-рю получила распространение во многих районах Овари.

Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них, созданная Иситани Такэои Масадзи, получила название Иситани Такаги Ёсин-рю. Среди учеников Иситани были Такамацу Ёсиёси и Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из дома, поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые заставлял выполнять его отец, изучил школу Кукисин- рю у Акиямы Ётаро и позже соединил Такаги Ёсин-рю и Кукисин-рю в единую систему. Сэкигутирю была создана Сэкигути Ясугоро из Кюсю и основана на бросках и болевых приёмах. Особой заслугой Сэкигути стало введение - рандори - учебных поединков, позволивших поднять уровень подготовки бойцов. В скором времени рандори было заимствованно и другими школами. К наиболее часто упоминаемым в хрониках школам можно отнести - Мидзу Синторю, Синмиорю,Сэйгорю,Арагакирю, Асаяма Итидэнрю,Киторю, Конрю, Консинрю, Киракурю, Ёсинрю, Мусорю, Рёи Синторю,Син но Синдорю, Синсинрю, Такаги Ёсинрю, Катори Синторю, Тэнсин Синъёрю, Хисагэ Такараямарю,Ягюрю и т.д. Каждая из школ практиковала как правило технику с оружием и безоружные техники, отдавая предпочтение тем или иным аспектам - броскам , заломам, ударам или удушениям. Школы чаще всего ожесточенно соперничали друг с другом, доказывая превосходство броска через бедро, подсечки опорной ноги или удара кулаком в переносицу. Различия между ними заключались в постановке дыхания, способах аккумуляции ки, базовых стойках и в преобладании той или иной группы приемов: бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих захватов или подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов. К середине девятнадцатого века школ дзюдзюцу насчитывалось более тысячи.

ЧТО ТАКОЕ ДЗЮДО?

В совершенстве изучив известные в то время стили дзюдзюцу, Дзигаро Кано "...заметил, что техника различных школ не всегда заслуживает похвалы, есть там и много отрицательного". Основатель дзюдо начал обобщать и систематизировать все лучшее, что было в дзюдзюцу, добавляя им самим разработанные приемы и упражнения. Кано исключил из этой борьбы наиболее опасные удары, сделал дзюдо доступным, увлекательным видом спорта. Все движения в дзюдо отшлифованы до кошачьей мягкости, недаром Д. Кано, обладавший природной наблюдательностью, изучал повадки кошек, их умение падать из любого положения на лапы. В дзюдо не обязательно обладать большой физической силой. Это хорошо видно из ставшей классической формулы, выведенной Дзигаро Кано.

"Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю и даже упаду, Но если я буду с такой же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потеpял точку опоры. И теперь у него из 10 единиц силы осталось только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий". Свою новую систему единоборства Д. Кано назвал "д з ю д о". "Д з ю" - мягкий, скромный; "до" - путь. В названии отразился принцип единоборства, который во главу угла ставил мягкое, почтительное отношение к сопернику. Основатель дзюдо любил повторять старую японскую пословицу: "Дзю ёку го-о сэй суру" ("Мягкость одолеет силу и зло"). Эта пословица выражала сущность теоретической основы старых школ дзюдзюцу.

В 1882 году Д. Кано становится инспектором и инструктором привилегированного лицея Гаку-сюин. Здесь в храме Эйсёдзи он основал спортивный зал для борьбы в 12 татами (специальный, сделанный из бамбуковых циновок ковер для борьбы дзюдо). Позднее этот зал превратился в крупнейший в мире центр подготовки специалистов дзюдо - "К о д о к а н". "Дзюдо,- говорил Д. Кано,- это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю". Каждый ученик "Кодокана" совершал ритуал принесения торжественной клятвы, пять пунктов которой звучат так: - раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований; - своим поведением я обещаю не уронить достоинства "додзё" ("дожо") - зала для борьбы дзюдо; - я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте; - обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя; - клянусь в течение всей моей жизни уважать правила "Кодокана", сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану. Многие десятилетия складывались особые правила поведения, традиции дзюдо. Например, перед началом схватки спортсмены-дзюдоисты приветствуют друг друга поклоном. Изначально предполагалось, что поклон не просто дань традиции: он должен быть осмысленным".Кланяясь перед выходом на татами, дзюдоист тем самым заявляет о своей готовности подчиниться принципам дзюдо, сохранять его дух, честно бороться в схватке. Поклон совершается, когда дзюдоист приглашает своего партнера провести совместную тренировку или вызывает его на схватку. По окончании схватки или тренировочного поединка дзюдоисты также поклоном благодарят друг друга, выражая тем самым признательность за оказанную помощь в изучении дзюдо.

В этических нормах дзюдо содержится множество понятий о человеческом достоинстве, взаимоуважении, Дзигаро Кано разработал методику тренировок борцов, которая используется спортсменами и по сегодняшний день. Он создал систему показа техники дзюдо без сопротивления партнера, заимствовав у стиля Кито рю демонстрацию ката (формализованных упражнений). Вторая мировая война прервала рост популярности дзюдо. Многие школьные и городские спортивные залы для борьбы дзюдо были разрушены и стали непригодными для проведения занятий. Кроме того, штаб американских оккупационных войск запретил занятия дзюдо в школах и других официальных учреждениях.

Однако с 1947 года на американских военных базах появились японские тренеры, которые стали обучать приемам борьбы солдат и офицеров. Дзюдо начинает возрождаться. По всей Японии возобновляются соревнования, а в 1948 году состоялся чемпионат страны. В том же году образовался Европейский союз дзюдо (УЕД). В настоящее время в его состав входит более 30 стран. Значительным событием в развитии дзюдо стала организация Международной федерации дзюдо (ФИД), членами которой сегодня являются около 100 стран. В 1959 году дзюдо получило статус олимпийского вида спорта и было включено в программу XVIII Олимпиады в Токио. Начиная с XX Олимпийских игр дзюдо постоянно входит в соревнования Олимпиад.

Сегодня борьба дзюдо - составная часть физического воспитания в японских средних общеобразовательных школах, и направлена она прежде всего на укрепление здоровья, развитие силы и двигательных функций. Основная задача - научить школьников системе тренировок и подготовить их к выступлениям на соревнованиях, научить атаковать и защищаться. В ходе обучения реализуются следующие цели: - ученик, одетый в дзюдоги (специальное кимоно для борьбы дзюдо), в единоборстве с партнером совершенствует технику и мастерство; - тренировки и соревнования дисциплинируют партнеров, учат взаимоуважению, воспитывают в них чувство справедливости, способствуют проведению тренировок и соревнований в духе взаимного доверия; - заниматься дзюдо не опасно, так как опасные приемы запрещены, борьба идет на матах татами. Кроме того, существует особая система страховки и самостраховки; - история развития дзюдо имеет свою специфику. Рожденное из боевых видов борьбы дзю-дзюцу, оно стало средством закаливания тела и духа, Лучшие качества дзюдзюцу были трансформированы Дзигаро Кано в дзюдо.

Конкретное содержание занятий отражено в специальной программе по дзюдо и содержит 114 пунктов. Их перечисление заняло бы слишком много времени. Главное, что должны уметь ученики, это: - бороться с атакующим и обороняющимся противником, судить соревнования; - уважать противника, соблюдать этику борьбы, ставить цели и задачи в соответствии со своими тактико-техническими возможностями, самостоятельно планировать свои тренировки; - следить за безопасностью занимающихся, чистотой борцовского зала и спортивного инвентаря, не использовать запрещенные приемы, тренировки направлять только на укрепление здоровья.

Техника дзюдо состоит из трех разделов: бросков, борьбы лежа и боевого раздела. Для того чтобы овладеть ею, борцы должны уметь хорошо выполнять основные элементы борьбы. К ним относятся страховка (у к э м и) - умение падать после бросков, не повредив партнера и себя; перемещение нормальными шагами (аюмиаси) и подшагиванием (цугаиси); умение выбирать верный захват и неприступную стойку; владеть всеми способами выведения из равновесия противника (кудзуси) и уметь выполнять все повороты (тайсабаки). Броски используются в обоюдной схватке, когда партнеры, ловко перемещаясь, пытаются вывести друг друга из равновесия и провести тот или иной прием. Например, стараясь сохранить равновесие, один из борцов пытается изменить центр тяжести партнера. Рационально используя точку опоры и точку приложения сил, он бросает противника в направлении выведения того из равновесия. В борьбе лежа партнеры также ищут возможность вывести друг друга из устойчивого положения и, используя ошибки противника, стремятся подавить его сопротивление. С повышением мастерства переходят к изучению комбинаций приемов. Обучающиеся начинают участвовать в соревнованиях. По мере усвоения основных элементов борьбы, роста индивидуального мастерства приходит умение держаться на татами, страховать партнера и себя.

Сегодня дзюдо - один из популярнейших видов борьбы. Тот, кто ценит в единоборстве не только физическую силу, но и ум, благородство, взаимное уважение, отдает свои симпатии дзюдо. Не случайно слово "дзюдо" можно перевести еще и как «искусство добиваться победы с помощью ума».

ТЕОРИЯ КОДОКАН ДЗЮДО

Кано воспринял практические стороны дзю-но ри, иначе "принципа дзю (мягкости, податливости)", который был уже выработан и использовался представителями многих классических будзюцу и будо. Однако имелось много толкований самого дзю, некоторые из них, по мнению Кано, совершенно превратно представляли то, как работает данный принцип Подобные заблуждения применительно к Кодокан Дзюдо искажают его теоретические основы, делая саму теорию нереальной и несбыточной. Когда сам принцип дзю неверно истолковывается, возникает явное противоречие между теорией и практикой. Эти ошибочные взгляды разными путями все еще влияют на современное дзюдо, так что сам принцип дзю требует дальнейшего изучения.

Представители классических будзюцу и будо, характеризуя основу духа и механики своих многосоставных систем, используют выражение "дзю ёку го-о сэй-суру". То, как Кано относится к данному изречению, считая его вполне приемлемым для Кодокан Дзюдо, показывает, что он является одним из рьяных выразителей заключенного в этих словах духа. Подробно изучая дзюдзюцу, Кано обнаружил, что принцип дзю принимался не всюду, хотя лишь немногие отказались бы под ним подписаться. Затем он увидел, что среди систем дзюдзюцу, принимавших сам принцип, существовали ненаучно обоснованные его интерпретации.

"Дзю ёку го-о сэй-суру" можно перевести примерно как "мягкость управляет твердостью" либо "слабость управляет силой"; здесь подразумевается естественность образа действий, составляющее обязательное условие для выполнения всех приемов. Однако для Кано смысл "дзю ёку го-о сэй-суру" вытекает из даосских учений, изложенных в каноне "Дао Дэ цзин". Именно даосские представления определяют истинное значение дзю применительно к Кодокан Дзюдо. Лао-цзы утверждает, что "переход в противоположность - путь продвижения Дао", и возводит этот принцип в закон природы, подтверждающий идею о том, что "наиболее податливое преодолевает самое неподатливое". Здесь прямо не упоминаются мягкость или твердость, либо слабость или сила, говорится о том, что нельзя провести четкую грань между податливым и неподатливым. Поэтому во многих случаях, где проявляются податливость и неподатливость, сама податливость может проявляться с силой, особенно с силой, обладающей уступчивостью. То, что поддается, не обязательно оказывается мягким или слабым в количественном выражении, хотя в качественном отношении это выражается податливостью и лишь на время предстает более слабым и мягким по сравнению с тем, что противостоит ему как неподатливое.

Кано был большим реалистом, чтобы не запутаться в абстракциях китайской философии. Изучая принципы Кито-рю, он оценил значение древнего и сложного китайского учения об инь-ян (ин-ё по-японски). Единство этих двух элементов составляет основу теории данной школы о механике движений. Ки, означающее "подъем", отождествляется здесь с ян (ё), положительным фактором; то, означающее "падение", отождествляется с инь (ин), отрицательным фактором. Ян подразумевает свет; инь означает тьму. Действие и взаимодействие этих совместно проявляемых и подкрепляющих друг друга, неразделимых сторон самой природы определяют уровень силы при выполнении приемов Кито-рю. Поэтому различные толкования выражения "дзю ёку го-о сэй-суру" не сбивают с толку Кано. Он признает разграничения, проводимые между мягкостью и твердостью, слабостью и силой, как относительные, но ни в коем случае как абсолютные. К тому же Кано видел, как некоторым рю по дзюдзюцу не удавалось найти приемлемую практическую интерпретацию данного принципа, что приводило к исключительно эстетической трактовке и как следствие – к созданию неэффективной техники.

Страстное желание Кано в юности обрести физическую выносливость дало ему возможность должным образом оценить физическую силу в атлетических занятиях. Действительно, свое уважение к физической силе Кано выразил в элементе рэнтай-хо (методе физической тренировки), входящем составной частью в разработанный им "принцип трех культур", который делает Кодокан Дзюдо системой физического воспитания. Именно Кано выдвинул идею о том, что следует выступать не против развития и использования физической силы, а, скорее, против злоупотребления этой силой. Кано был полностью согласен со словами своего ученика Аримы Сумитомо: "Часто случается, что для победы над врагом выгодней воспользоваться как можно большей силой либо ответить силой на силу... Поэтому сильный человек может получить больше выгоды от использования дзюдо, чем человек послабее". Вполне естественно, что Кано большие надежды возлагал на толкование школы Тэндзин Синъё-рю принципа дзю - податливость тела, подчиняющая его разуму, - поскольку подобное толкование превращало сам принцип в принцип гибкости, податливости разума, позволяющий человеку противостоять неожиданностям и приспосабливаться к ним. Тэрада Канъэмон, пятнадцатый верховный наставник Кито-рю и основатель Дзикисин-рю, уже выразил эту концепцию словами "карада-о ситэ сэйсин-ни дзюдзин нарасимэру дзюцу", иначе "искусство подчинять целиком тело разуму". Поэтому для Кано сам принцип дзю никогда не существовал в отрыве от его практического воплощения; тело, направляемое разумом, должно реагировать с такой механической гибкостью, чтобы приспособиться к неожиданно возникшей ситуации.

Принцип дзю применительно к механическому выполнению техники дзюдо явился для Кано основой для построения действий, позволяющих так сочетать собственную силу с силой противника, чтобы победить его. Системы дзюдзюцу еще ранее руководствовались подобным принципом, что можно видеть из выражения "курэба мукаэ, сарэба окурэ", означающего "когда соперник приходит, встречай его; когда же он уходит, проводи его". Теория "го-го дзю, ни-хати дзю" ("пять и пять - десять; восемь и два - десять") дзюдзюцу выводится отсюда, и ее можно интерпретировать следующим образом: "Если враг давит с пятикратной силой, напирай тоже с пятикратной силой; в итоге получим десятикратную силу. Если враг напирает с восьмикратной силой, дави с двукратной силой, в итоге получается также десятикратная сила».

Кано научно обосновал подобные выражения для дзюдзюцу и прояснил их в чем-то затаенную суть, выдвинув собственную теорию кратной силы: "Что в действительность означает понятие "уступчивости"? Пусть сила противостоящего мне человека имеет десятикратное значение, тогда как моя сила уступает его силе и имеет семикратное значение. И если он будет напирать на меня со всей своей силой, то я наверняка буду отброшен или опрокинут на землю, даже мобилизовав против него все свои силы. Но если вместо того, чтобы противостоять ему, я уступлю его силе, отстранив свое тело в сторону во время натиска, сохраняя попутно равновесие, то он под действием собственной силы наклонится вперед, теряя при этому равновесие. Такое положение делает его настолько слабым, не в отношении его реальной физической силы, а ввиду неудобства своего положения, что в данный момент его сила будет иметь троекратную величину вместо обычной десятикратной. В то же время я, сохранив равновесие, сохранил и всю свою исконную силу, равную семикратной величине. Так что в данный момент я оказываюсь в более выгодном положении и могу победить своего противника, прибегнув лишь к половине собственной силы, составляющей троекратную с половиной величину, против его троекратной силы. Половину своей оставшейся силы я могу направить на иные цели. Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы и изматывают силы противника».

Поэтому принцип дзю у Кано практически выражается в том, чтбы не использовать свое тело для непосредственного столкновения с силами противника, а скорее посредством умного маневрирования воспользоваться ими, чтобы одолеть соперника. Кано, хорошо знакомый с динамикой движений, также разделял мнение Аримы: "Величина силы определяется массой данного тела и скоростью его движения, так что величина массы и быстрота движений являются существенными факторами в дзюдо. С этой точки зрения дзюдо уже не предстает искусством, вызывающим удивление; напротив, оно всего лишь использует силу наиболее эффективным способом". Принцип дзю для многих рю по дзюдо, как и для Кано, характеризует две стороны: податливость и неуступчивость. Кано не соглашался с теми, кто считал податливость единственной гранью принципа дзю. Он замечает: "достижение победы над противником не ограничивается только уступками... Случается, что противник захватывает вашу кисть. Как можно освободить себя, не прибегая к собственной силе? То же самое можно сказать и о случае, когда вас хватают сзади за плечи... Это все формы прямого нападения". Полагая, что техника Кодокан Дзюдо строится на основе как податливости, так и неуступчивости действий, Кано опровергает также вымысел о том, что Кодокан дзюдо является чисто оборонительной системой: "Если бы это было так, то следовало бы признать, что приемы дзюдо бесполезны до тех пор, пока противник первым вас не атакует, но в таком случае [дзюдо] представляло бы собой ограниченную форму боя».

Кодокан Дзюдо, подобно многим системам дзюдзюцу, опирается на принцип кобо-ити, то есть "нападение и защита являются по сути одним и тем же", и проявляется та или иная из этих сторон в зависимости от конкретной ситуации. Кано продемонстрировал агрессивность Кодокан Дзюдо и его превосходство, над строящимися на оборонительных действиях дзюдзюцу школы Ёсин-рю, возглавляемой Тоцукой Хикосукэ. В 1886 году под патронажем токийской полиции был организован турнир между представителями Ёсин-рю и Кодокан Дзюдо. Для показа соответствующих стилей борьбы с каждой стороны было выбрано по пятнадцать человек. Кодокан одержал блестящую победу, проиграв всего две встречи и сведя вничью одну. немалую роль в этом принципе сыграл Сайго Сиро. Используя свою технику яма араси ("буря в горах"), Сайго повергал ниц своих соперников блестящими бросками. Однако не всем известно, что эту технику Сайго еще раньше почерпнут из стиля айкидзюцу школы Дайто-рю.

ЗАДАЧИ КОДОКАН ДЗЮДО

Многие сторонники Кодокан Дзюдо считали само собой разумеющимся, что практикуемая ими система превосходит любую другую в сфере рукопашной тактической борьбы. Но сам же Кано уверяет нас в том, что Кодокан Дзюдо по всем статьям превосходит любые когда-либо созданные в Японии воинские искусства и принципы (пути). Лучше всего это видно в самом выборе со стороны Кано названия для своей дисциплины - Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо, что означает "лучшее будо Японии". Это громогласное и горделивое заявление появляется на всех квалификационных удостоверениях. Это мнение нельзя, разумеется, считать справедливым, но оно говорит о том доверии, которое испытывал Кано к своему любимому Кодокан Дзюдо.

Дав ясное определения принципа дзю, категорически отрицая при этом, что податливость или уступчивость является единственным образом действий в созданной им системе, Кано дальше утверждает: "Если, таким образом, принип уступки не может вобрать в себя все способы, используемые в состязаниях, то существует ли вообще принцип, способный в действительности это сделать? Да, он существует, и это принцип максимально эффективного использования ума и тела". В своих теоретических изысканиях по дзюдзюцу Кано отыскал выражение "син-син тикара-о мото-но юко-ни си-о суру". Здесь подчеркивается важность бережливого использования энергии, как духовной, так и физической. Сам Кано толкует его следующим образом: "Какова бы ни была цель, лучшим путем ее достижения является умелое использование направленной на эту цель или задачу энергии". Это утверждение Кано выразил в 1923 году в виде формулы "сэйрёку дзэнъё", иначе принципа "наилучшего использования энергии". На этом принципе покоится идеал Кодокан Дзюдо.

В данном принципе энергия для Кано предстает как живительная сила, а не просто как телесная мощь. Через занятия дзюдо учатся тому, как следовать самому принципу. Но Кано имел в виду более высокие ценности, когда призывал всех сторонников Кодокан Дзюдо следовать принципу. Занятия Кодокан Дзюдо ради развития физически крепкого тела (рэнтай-хо) либо ради развития борцовских навыков (сёбу-хо) Кано определяет как кёги дзюдо, т.е. дзюдо в "узком смысле", поскольку здесь упор делается на технику. Кёги дзюдо должно уступить место коги дзюдо, иначе дзюдо в "широком смысле", где сюсин-хо, иначе "моральное воспитание", т.е. привитие нравственных норм, ведет к самосовершенствованию. Поэтому физическое самосовершенствование не достаточно само по себе, ибо, каким бы сильным ни становился человек, занимающийся дзюдо, какого бы мастерства он не достиг, "если он не будет полезен обществу", - говорит Кано, - "его жизнь напрасна". Рэнтай-хо, сёбу-хо и сюсин-хо образуют три элемента, которые составляют "принцип трех культур"; принцип, делающий Кодокан Дзюдо формой физического воспитания.

Кано хотел, чтобы занятия дзюдо проводились не только в додзё, но и за их пределами и его физические стороны стали средоточием человеческих усилий, направленных на развитие и совершенствование личности. Если представители кёги дзюдо и могут обрести техническую зрелость, то лишь посредством коги дзюдо они могут стать социально зрелыми людьми. Подобный взгляд Кано вынес из конфуцианской заповеди о том, что следует "расширить сферу своей деятельности, включая сюда других людей и иные роды деятельности". Таким образом, получает развитие общепризнанная цель классического будо, которая в некоторых рю носит довольно неопределенный характер, за исключением того случая, когда речь заходит о путях достижения личного совершенства. Кано так определяет Кодокан Дзюдо в рамках принципа сэйрёку дзэнъё: "Дзюдо - не метод, дающий возможность наилучшим образом распорядиться духовной и физической энергией в целях исключительно нападения или защиты, скорее, это метод, посредством которого данный принцип [сэйрёку дзэнъё] можно усвоить и применить ко всем сферам человеческой жизни". Следуя этому направлению мысли, Кано развил свой второй великий принцип, названный им дзи-та кёэй, иначе принцип «взаимного процветания».

На принципе взаимного процветания зиждились надежды Кано на международную социальную гармонию. Основные элементы концепции дзи-та кёэй покоятся на принципах рю классических будо и будзюцу. Примером здесь могут послужить идеи школы Ягю Синкагэ-рю (линия Эдо), прповедующей фехтование на мечах типа кэндзюцу. Кэнси из Эдо Ягю Синкагэ-рю рассматривают свои занятия кэндзюцу как занятия коги кэндзюцу, а более обще, относят свою дисциплину к сэйхо либо хэйхо. Они идут к самосовершенствованию через занятия согласно предписанной технике владения мечом, но такое устремление всегда предстает лишь как средство для достижения более высокой конечной цели. В учении Эдо Ягю Синкагэ-рю сэйхо почитается целью для тех, кто стремится свершать "добрые деяния" для японского общества. Но упор со стороны Кано на благие дела во имя общества надо понимать более широко, здесь подразумевается благо всего международного сообщества. Кано надеялся, что последователи Кодокан Дзюдо, где бы они ни были, благодаря своей общей заинтересованности в занятиях и обучении научатся применять принцип сэйрёку дзэнъё и поймут, что такое возможно лишь при взаимном сотрудничестве. А это осознание в свою очередь поднимет их, по словам Кано, на такую высокую ступень, где преодолены различия между собой и другими, и они уже способны будут применять сам принцип в своей повседневной деятельности, и тем самым влиять на окружающих таким образом, что те будут строить свою жизнь по их примеру, обращая ее на пользу всему человечеству.

РАЗВИТИЕ ДЗЮДО В МИРЕ

Начало продвижения Дзюдо на запад было положено самим Дзигаро Кано 13 сентября 1889 года, когда он отправился в Европу, чтобы ознакомиться с существующей там системой физического воспитания и одновременно поделиться своими идеями относительно Дзюдо. Задумываясь над масштабностью задач, которые ставил и пытался решать Кано, понимаешь, что это был подвижник вселенского уровня, «человек мира». Забегая вперед, отметим – всего, что касается признания, известности, массовости и популярности Дзюдо Кано достиг. Сегодня членами Международной федерации Дзюдо, созданной в 1951 году, являются около 200 стран. Регулярно проводятся чемпионаты и первенства мира. Дзюдо включено в программу Олимпийских игр.

В Европе, избалованной английским боксом и Греко-римской борьбой, трансформированной в цирковое зрелище, в Европе, имеющей в своем арсенале сават, знакомой с дзю-дзюцу, благодаря заезжим инструкторам, покинувшим Японию в поисках заработка, не было дела до еще одной неизвестной «физической забавы». Первоначально Кано со своими учениками натолкнулся на холодное равнодушие публики. Но показательные выступления, проведенные в присутствии нескольких десятков официальных лиц, вызвали огромную заинтересованность, и многие из тех зрителей впоследствии стали активными пропагандистами Дзюдо. В течение 1890 года Дзигаро Кано посетил Лион, Париж, Брюссель, Вену, Берлин, Копенгаген, Стокгольм, Амстердам, Гаагу, Роттердам и Лондон.

Европейский вояж Дзигаро Кано принес свои плоды. Начался обмен преподавателями и спортсменами, стали открываться филиалы Кодокана за рубежом и школы дзюдо в странах старого света, а позднее и в США. Уже после окончания Второй Мировой войны Дзюдо занимались в 120 странах. Иностранные посетители стали в Кодокане привычным явлением, и в 1903 году американский промышленник Сэмюэл Хилл предложил Йосиаки Ямасите ( 1875-1935 ) обучать Кодокан Дзю-до его сына в США. Ямасита был известен в Кодокане как первый студент, попытавшийся в течение года принять участие в 10000 поединков ( он лишь немного не дотянул до этого числа, успев сразиться 9617 раз ). Ямасита принял предложение Хилла, но, к сожалению, тот не успел предварительно условиться об этом со своей женой, и, когда Ямасита прибыл в США, их договор был сорван из-за непреклонной позиции миссис Хилл: «Дзю-до жестоко и грубо». Однако Хиллу удалось устроить для Ямаситы другое место учителя, а также встречу в Белом доме с президентом Рузвельтом. После чтения книги Инадзо Нитобэ ( 1862-1933 ) « Бусидо: душа Японии» у Рузвельта возник острый интерес к японским боевым искусствам. Президент пожелал увидеть демонстрацию Кодокан Дзюдо, и в результате Ямасита, рост которого составлял пять футов четыре дюйма, а вес 150 фунтов, встретился с американским борцом, едва ли не в двое превышавшим его по этим показателям. Ямасита сделал несколько бросков – и в конце концов уложил противника на лопатки. Рузвельт был настолько впечатлен этим, что посодействовал в предоставлении Ямасите должности преподавателя Дзюдо в Военно-морской Академии США с окладом в 5000 долларов, что составляло по тем временам поистине королевскую зарплату. Очаровательная жена Ямаситы, которая тоже неплохо владела Дзюдо, обучала этому искусству дам высшего света. Эта супружеская пара провела в США два плодотворных года.

Визит Дзедзиро Томиты и Мицуе Маэды (1880-1941) в Белый дом в следующем, 1904 году был намного менее успешным. Президенту Рузвельту хотелось, чтобы в столице был свой учитель дзюдо, поскольку Ямасита преподавал в другом месте. Кано отрекомендовал на эту роль Томиту, своего старшего ученика. Томита был утонченным и образованным человеком и знал английский язык, но уровень его Дзюдо был не таким высоким, как мастерство Сайго, Йокоямы или Ямаситы.

Кроме того, за несколько лет до этого события он серьезно повредил плечо. Кано осознавал недостатки Томиты, о чем свидетельствует тот факт, что он отправил вместе с ним Маэду, который в то время считался сильнейшим из молодых учеников Дзюдо в Кодакане. Очевидно, идея заключалась в том, чтобы Маэда участвовал в схватках, а Томита разъяснял теорию Кодокан Дзюдо. Этот план успешно сработал во время демонстрации в Вест-Пойнте, где Маэда сперва противостоял атакам футболиста, а затем – боксера. Однако на приеме в Белом доме все обернулось не так хорошо. После того, как Томита и Маэда формально представили Кодокан Дзюдо, один футболист из числа присутствующих неожиданно бросил им вызов. Обстоятельства были таковы, что бороться пришлось Томите, а не Маэде, и это закончилось плачевно: ему не удалось провести бросок, и он немедленно оказался придавленным к полу грузом тела футболиста. Президент Рузвельт дипломатично отвергнул дальнейшие состязания, предположив, что на Томиту, по всей видимости, скверно повлияло изменение климата, после чего они были приглашены на обед в Белый дом.

Вскоре после этого Томита вернулся в Японию, но Маэда, пристыженный поражением Томиты и истово жаждущий восстановить превосходство Кодокан Дзюдо, остался в Америке. Он уговорил нескольких японских бизнесменов рискнуть тысячей долларов в качестве ставок на состязаниях и вступил в длительную серию поединков с любым противником от Северной до Южной Америки. Говорят, что Маэда, рост которого составлял 5 футов 5 дюймов, а вес – 154 фунта, участвовал в тысяче состязаний, не проиграв ни одного соревнования в стилях, сходных с Дзюдо, и потерпев лишь одно-два поражения в поединках с профессиональными борцами. В Бразилии, где он остался до конца своих дней, Маэда стал известен как Конте Комте («Граф Поединка»), а его жесткая система боя, которую сейчас называют «грациозным дзю-дзюцу», используется некоторыми бойцами в современных профессиональных схватках «без правил».

Наиболее активно Дзюдо начали развивать во Франции, где Кано впервые после Японии демонстрировал свою технику. Отдаленные последствия этого ощущаются и по сей день. По массовости и мастерству дзюдоистов Франция занимает ведущие позиции в Европе. Сборная команда Франции – одна из сильнейших в мире.

История сохранила имя Гиде Монгрилье, открывшего в 1904 году зал Дзюдо в Париже. Первым французом, прошедшим обучение в Кодокане, был Ле Приер, который впоследствии у себя на родине также возглавил школу Дзюдо. Обладатель 5 дана Кеисиин Исигуро, приехав в столицу Франции в 1924 году, открыл сразу несколько школ и с публичными выступлениями посетил соседние страны. Профессор Ханно Ри познакомил с техникой Дзюдо жителей Германии и Швейцарии. В Великобритании в начале века преподавал опытный Акитаро. Он – обладатель 4 дана. Но, демонстрируя Дзюдо, он вынужден был выдавать его за дзю-дзюцу, настолько этот реликт самурайства цепко удерживал позиции вдали от отвергнувшей его родины. По этой же причине и первое учебное пособие по Дзюдо, увидевшее свет в Европе, его авторы Ирвин Гонкок и Хацукума Осигаси вынуждены были назвать «Полное руководство по дзю-дзюцу (Метод Кано)».

В 1933 году произошли события, которые стимулировали дальнейший рост популярности Дзюдо. Во вновь открытый клуб г-н М. Фелданкрэ приглашает мастера Каваиси, который, будучи не только знатоком техники борьбы, но и тонким психологом, почувствовал тягу европейцев к постоянному соперничеству, их стремление к титулам, знакам отличия, и прочим атрибутам, подчеркивающим различие между людьми. Следовало также дифференцировать уровни подготовленности занимающихся.

Профессор Кваиси распределяет приемы Дзюдо на несколько групп различной сложности и вводит систему контроля, благодаря которой успешно сдавший экзамен по демонстрации техники дзюдоист получает право носить пояс определенного цвета. После смерти отца дело популяризации Дзюдо продолжил Рисеи Кано. Став директором Кодокана в 1946 году (до этого институт возглавлял Нанго Дзиро), он внес существенный вклад в укрепление международных позиций Дзюдо. Капитуляция Японии во Второй Мировой войне, последующая оккупация американскими войсками, определили сложность обстановки, в которой ему пришлось действовать. Бомбардировками было уничтожено большинство спортивных залов. С ноября 1945 года действовало запрещение штаба американских оккупационных войск заниматься Дзюдо в официальных учреждениях, в том числе и школах. Вызвано это было небезосновательным опасением, что прикладной характер этого боевого единоборства может доставить массу неприятностей властям в случае народных волнений. В ответ был предпринят шаг, приведший к снятию запрета. Японские тренеры развернули секционную работу в американских частях среди военнослужащих, доказывая свою лояльность властям. Начали проводиться турниры, а переломным стал 1948 год, когда была образована Японская федерация Дзюдо и проведено первое послевоенное первенство страны. Расширение географии дзюдо привело в итоге к проведению мирового чемпионата, который состоялся в 1956 году на родине этой популярной борьбы.

Второй чемпионат мира состоялся через два года также в Японии. Соревнования проводились без деления участников по весовым категориям. Сильнейшими стали хозяева Седзар Нацуи и Кодзи Сонэ. После трехгодичного перерыва в Париже в 1961 году состоялся третий чемпионат мира, который закончился сенсацией: золотую медаль завоевал голландец Антон Хеесинк (рост 198 см, вес 118 кг.) выигравший в финале у Сонэ. Он как гора возвышался над своим соперником. Эта первая неудача родоначальников Дзюдо вынудила японцев ввести весовые категории. На чемпионате мира 1965 года их было четыре, на последующих – уже пять весовых категорий. В настоящее время соревнования проводятся в семи весовых категориях – 60,66,73,81,90,100,+100 кг у мужчин и 48,52,57,63,70,78,+78 кг у женщин. Кроме того, проводятся турниры в абсолютной категории, где могут участвовать спортсмены любого веса. В Олимпийской программе Дзюдо дебютировало в 1964 году, когда Японии было предоставлено право провести восемнадцатые летние игры. Окончательно олимпийского статуса Дзюдо добилось в 1972 году в Мюнхене. Мало кто знает, что служащие органов правопорядка Бельгии, Германии, Голландии, Франции в обязательном порядке изучают Дзюдо-ханми, технику традиционного Дзюдо.

Дзюдо объединяет людей разных национальностей, вкусов, вероисповеданий. Многогранность Дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему.

ЖЕНСКОЕ ДЗЮДО

У истоков женского дзюдо стоял сам Дзигоро Кано. Он лично принимал экзамен по технике дзюдо у своей будущей жены Сумако. Поженились они в 1891 году. Служанки в их доме, помимо работы по хозяйству, одновременно и тренировали девушек, желающих приобщиться к дзюдо. В Кодокане начала действовать женская секция Дзюдо, правда, сначала в ней было всего 5-6 женщин так называемого благородного происхождения, но постепенно количество занимающихся увеличилось, и в 1931 году были составлены условия приема в женскую секцию (нечто вроде клятвы). Таким образом, Дзюдо среди женщин в Кодокане получило официальное признание, а в 1934 году сам Кано торжественно объявил об открытии постоянной женской секции.

Дзигоро Кано неоднократно говорил, что гибкость, пластичность и женственность дзюдоисток более соответствует содержанию и духу Дзюдо, чем физическое противоборство мужчин с сильно развитыми мышцами. Эксперимент, начатый дальновидным Кано по привлечению женщин к исконно мужскому занятию, удался.

Первые соревнования были проведены в Кодокане. Лучшей, начиная с 1925 года, в течение трех лет была Хори Утако. Норитоми Масако, поступившая в Кодокан в мае 1925 года, стала впоследствии автором популярной, много раз изданной книги "Дзюдо для женщин". Не уронили честь отцовской фамилии и дочери Дзигоро Кано: старшая Ватануко Норико, возглавившая позже сектор дзюдо в Кодокане, и Такадзаки Ацуко, также посвятившая жизнь делу отца. Одна из учениц Кано Миягаво Хисако основала собственную школу Сакурагако. Все девушки были обладательницами высоких данов.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к занятиям дзюдо и часто повторял: "Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной". Однако долгое время в самой Японии, во многом остававшейся консервативной, официальные чемпионаты страны среди женщин не проводились.

Толчком к развитию женского дзюдо в Европе послужила книга Ирвина Хэнкокка "Физическая тренировка для женщин японскими методами", которая была переведена на французский язык в 1906 году, и уже к 1910 "сильные леди Франции" преподавали на курсах самообороны, которые назывались "джиу-джитсу".

Интересно, что практика Дзюдо стала очень популярной среди британских суфражисток, и уже в 1913 году там сформировалась группа владеющих Дзюдо женщин, называющаяся «Телохранитель»; задачей группы была защита активисток движения от силового сопротивления мужчин.

Дзюдо Кодокан было представлено Парижу в 1924 году Хикиочи Аида и Кеишичи Ичигуро. Однако, именно женщины дзюдоистки, не были известны во Франции, вплоть до 1935 года. Первым инструктором был Миконасуке Каваиши, в число первых студенток входила его сестра, Моше Фельденкрайс. Пока Каваиши не преподавал дзюдо с 1943 по 1948 г.г., Генри Пле в 1950 году, в Международном ежегоднике дзюдо ("Annuaire du judo international") сообщал о 7 тыс. 542 дзюдоистах Франции, 130 из которых были женщины. В 1939 нацисты установили декрет о том, что главная обязанность арийских женщин - быть матерью и женой, а не спортсменкой. И в результате ни одна из немецких женщин не получила черного пояса до 1953 года.


Раздел: Статьи о САМБО И ДЗЮДО >>> ИСТОРИЯ ДЗЮДО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН


Смотрите также:

Энциклопедия Самбо. Russian Sambo.
Дзюдо (David Williams, Jimmy Pedro).
Karo Parisyan Judo For Mixed Martial Arts.
Семинар Х. Катаниши.
Семинар Стефана Купперса.
Боевое самбо.
Sambo Submission Fighting.